Случилось так, что мой хороший друг и товарищ вынужден был срочно напроситься на ремонт своей любимой «Калды». Причина – постоянные перегревы при «отжиге». Ну, тут все понятно – проблема герметичности соединения ГБЦ и блока цилиндров. Пришлось отодвинуть все свои дела и на пару дней посвятить себя реанимации «старушки».
Т.к. машина нужна каждый день и затягивать с ремонтом категорически нельзя, пришлось покупать з/ч у местных барыг, по откровенно завышенным ценам. Даже охреневший Экзист предлагает гораздо более гуманные цены, а главное выбор. Не люблю покупать з/ч непроверенных производителей, но бывают ситуации, когда приходится рисковать репутацией, ведь претензии за потекший сальник, как водится, предъявляют исполнителю работ, а не Febest-у. Поэтому все непроверенные замены только с одобрения заказчика.
В данном случае «пациент, скорее жив!»:
Театр начинается с вешалки, а мотор — с воздушного фильтра:
Добываем из мазута катушки зажигания:
Видно, что масло хорошо текло не только из под крышки ГБЦ:
Из-за постоянной повышенной температуры в моторном отсеке корпуса разъемов и провода электропроводки высохли настолько, что просто ломаются при попытке их разъединить:
А это такой расширительный бачок для ОЖ придумал А.Р. взамен лопнувшего заводского:
Т.к. мотор как следует «жрал» и выплевывал в расширительный бачок антифриз ездить на нем становилось накладно. Поэтому, сначала, хозяин перешел на антифриз подешевле, потом на тосол, а потом и вовсе на воду. В результате в системе охлаждения образовалась непонятная густая субстанция:
Датчик давления масла на 3S-FE всегда в масле! Не помогают ни какие герметики и прокладки — только замена на новый!
Отсоединяем тросы управления АКПП и дроссельной заслонкой:
А видим, что моторное масло довольно неплохого качества — почти нет рыжего налета от горелого масла. Только на крышке ГБЦ есть немного кокса из-за перегрева мотора.
Отсоединяем патрубки системы охлаждения:
Выкручиваем свечи зажигания и видим, что свечи 1-го и 3-го цилиндров в масле. Это значит. что масло проникает в свечные колодцы в месте вкручивания трубы свечного колодца в ГБЦ.
Снимаем натяжной ролик и шкив распредвала впускных клапанов:
Также снимаем металлическую пластину верхней части привода ГРМ. Ремень ГРМ временно фиксируем, чтобы не соскочил с шестерни коленвала:
Маленький секрет — для того, чтобы потом при сборке мотора не трахаться с взведением разрезной шестерни распредвала выпускных клапанов фиксируем ее болтом М6:
Дроссельная засранка, пардон — заслонка. Но, глядя на степень ее загаженности, по другому не скажешь:
Чтобы в отсоединенные шланги и патрубки не попадала грязь я всегда затыкаю их болтами подходящего диаметра:
А все, что не затыкается — заворачиваю в пакет:
В куче мазута находим разъем датчика скорости и ДПКВ:
Перед снятием ГБЦ нужно снять распредвалы:
Откручиваем выпускной коллектор от ГБЦ и вместе с корпусом катализатора вынимаем из моторного отсека. Так сделано для того, чтобы сэкономить на большом кольцевом уплотнении корпуса катализатора.
Небольшая неприятность — обломилась шпилька выпускного коллектора:
Теперь откручиваем болты ГБЦ и снимаем ее вместе с впускным коллектором:
Под прокладкой ГБЦ на блоке цилиндров видны предположительные места прорывов
ЦПГ в данном случае не ремонтировалась потому, что не требовала срочных вмешательств:
Из-за того, что блок цилиндров окислился от воды каналы системы охлаждения покрыты коричневым налетом:
Снятая ГБЦ будет отревизирована прежде чем вернется обратно в моторный отсек:
Старая прокладка ГБЦ (вдруг кто хочет поисследовать):
Отделяем от ГБЦ впускной коллектор и выкручиваем трубы всех 4-х свечных колодцев:
Все 4 трубы нужно «посадить» на новый герметик:
Разбираем ГБЦ, аккуратно раскладывая все соответственно установке:
Теперь, полностью разобранная, ГБЦ идет в баню, точнее в мойку:
Перед сборкой ГБЦ шлифуется плоскость прилегания к блоку цилиндров:
Довольно легко удалось вывести в плоскость все предположительные места прорыва выхлопных газов и убрать следы от старой прокладки:
Остальные детали тоже в мойку:
Разрушенный контакт катушки зажигания:
Чистим клапана по старинке, лучше, по моему, еще не придумали:
И притираем только «по старинке» — никаких шуруповертов. Иначе легко «просадить» клапана испортив седла.
Притертый и непритертый клапана:
Заглушку отсутствующего распределителя зажигания клеим на герметик:
Новый герметик на резьбу труб свечных колодцев:
Шлифовальной плитой выводим, на сколько это возможно плоскость блока цилиндров. Стараемся, чтобы места (пятна) прорыва газов стали как можно меньше и «отошли» подальше от цилиндров. Вот так было:
Обрабатываем остальные привалочные плоскости:
ГБЦ отмыта, собрана и готова к установке:
На макросъемке хорошо видно, что в форсунке забиты сопла:
Так же видно, что корпус форсунки начинает разрушаться:
Новые уплотнения форсунок обязательны, т.к. из-за них можно запросто спалить машину. Старые уплотнения высохли настолько, что разламывались при попытке их снять.
Прокладку ГБЦ на этот раз взяли не оригинальную — металлическую:
«Новая» ГБЦ зачетно выделяется на фоне покрытого мазутом моторного отсека:
Прикручиваем ГБЦ строго руководствуясь наставлениями «букваря». Следим за моментом при довороте болтов на 90гр. — если болт «поплыл», меняем его на новый. Устанавливаем распредвалы — сначала впускной, потом выпускной:
Вот так правильно совмещаются метки распредвалов на двигателе 3S-FE:
Вычисляем которые не соответствуют допускам и заменяем шайбы толкателей клапанов. Не обязательно покупать все шайбы новые — возможно будет достаточно поменять некоторые из них местами:
Соединяем электропроводку и топливную систему:
Прикручиваем дроссельную заслонку и внимательно подсоединяем патрубки ОЖ. Что бы не получилось как у меня — перепутал патрубок обратки топлива с патрубком ОЖ идущем в дроссельную заслонку. В результате бензин хлынул в впускной коллектор и мотор отказался заводиться.
Ну и остальные, приятные мелочи:
Полноценно оценить весь объем работы и стоимость материалов можно по смете. В смете нет оплаты за работу потому. что с друзей денег не берут.
Фото отчет отличный у кого руки откуда нужно растут.единственно не понял менял или нет маслаки на клапанах? Единствено я стаканы клапанов ставлю по порядку чтобы потом небыло гемора с зазорами. Второе отец прошляпил уровень ОЖ и температурадошла до 110. Теперь в радиаторе потихоньу идут пузырьки и с трубы через раз белый пар даже летом при 30 днем. 1 и 2 свечи беловатого цвета. Возможно конец прокладке. Такое было у меня на4а фе. И последне что за металлическая прокладка под гбц ичем отмыал все детаи как у кота одно место шутка до такой чистты . Зсрание спасибо за ответ. С уважением Рашид.
Фото отчет отличный у кого руки откуда нужно растут.единственно не понял менял или нет маслаки на клапанах? Единствено я стаканы клапанов ставлю по порядку чтобы потом небыло гемора с зазорами. Второе отец прошляпил уровень ОЖ и температурадошла до 110. Теперь в радиаторе потихоньу идут пузырьки и с трубы через раз белый пар даже летом при 30 днем. 1 и 2 свечи беловатого цвета. Возможно конец прокладке. Такое было у меня на4а фе. И последне что за металлическая прокладка под гбц ичем отмыал все детаи как у кота одно место шутка до такой чистты . Зсрание спасибо за ответ. С уважением Рашид.
Рашид, привет.
«Маслаки» менял, смотри в смете стр. 4 и 5.
«Металлическая» прокладка — т.н. «металлопакет». Ставится практически на все моторы старше 90-х годов даже, если производитель этого не предусмотрел.
Детали «отмыал» разными способами — зависит от ситуации и вида загрязнения. Использую все, что доступно — Профам 1000, Шуманит, разные растворители и «карб/клинеры», а также паровую ванну.
Офигенный фотоотчёт теперь я точно уверен что туда не полезу) спасибо тебе
Молодец.
Много и полно! перебираю 4EFE- очень похоже, забыл про свечные колодцы (но вроде не текли)
Удачи Вам Вадим!