Ремонт АКПП A4LD на Ford Explorer I

4WD «Бездорожник», Эксплорер 93г/в, застрял в снегу и перегрел «коробку». Масло закипело, вспенилось и сделало «себаса» из коробки. Но Форд продолжал буксовать и, буквально, сжег АКПП.

Проблема, изначально, вообще была не в том, что Форд застрял, а в том, что в коробку была залита не подходящая рабочая жидкость. Часто льют какой-нибудь из Декстронов не вникая в особенности необходимости применения нужной марки рабочей жидкости АКПП. Дело в том, что коробки типа A4LD не имеют электронного управления, сильно греются под нагрузкой и их характеристики сильно зависимы от температуры рабочей жидкости. Кратко: чем выше температура, тем хуже едет такая коробка. При этом, температура жидкости выше 100° для рекомендованной Ford Mercon вполне нормальная, она ее легко переносит. А вот Dextron не всякий выдерживает и, буквально, закипает, темнея и превращаясь в пену. Но ведь Mercon стоит от 800р. и выше за 1 литр, а (например) Dextron II можно найти по 150р. за литр — соблазн велик.

Дополнительно, в ходе ремонта, выяснилось, что у Форда неисправен передний мост, что и послужило его благополучному застреванию на ровной заснеженной обочине. Т.е. передний мост как-бы есть, и даже все 4 колеса крутятся на подъемнике, а под нагрузкой шестерни главной пары переднего дифференциала проскакивают и совершенно не цепляются друг за друга. Таким образом Форд беспомощно буксовал одним колесом до тех пор, пока АКПП не перегрелась. Далее масло выгнало через сапун, фрикционы без масла сгорели и спеклись в одно целое. Также, без смазки «задрало» втулки и кольца, и сгорел соленоид из-за того что не охлаждался.

Ну, а теперь по порядку. Ремонтировали мы эту коробку долго, по причине того, что хотели отделаться минимальными вложениями и менять только те з/ч, которые явно требовали замены. Сразу скажу — затея с треском провалилась и я опять был наказан за попытку сэкономить чужие деньги.

Попытка №1. Дремучий Форд, как правильный, приехал на эвакуаторе. Эвакуатор подъехал задом прям к воротам гаража, что-бы Форд задом скатился ровно в гараж. Да не тут-то было! Это мастодонт наотрез отказался катиться назад. Хоть на нейтрали, хоть на задней скорости — как угодно, вперед катится назад нет. Загнали эвакуатор в гараж вместе с погруженным на него Фордом, привязали Форд «за жопу» к стене — эвакуатор выехал, Форд неохотно сполз с него на заблокированных колесах.

АКПП с Эксплорера первого поколения снимается одним человеком за 2-3 часа, при условии, что все болты крутятся и есть опора для снятия агрегатов. После снятия АКПП сразу меняем коренной сальник ДВС потому, что с него масло льет ручьем. При попытке его вытащить, он просто раскрошился. Похоже еще родной стоял, Фордовский.

Коробку отмыли от мазута, разобрали, нашли два сгоревших пакета фрикционов и заказали новые из Москвы. Прошла неделя, фрикционы приехали без металлических пластин. Как так-то? Так бывает? Что делать, ехать-то ннада — шлифуем старые пластины на шлифовальной плоскости. Подгоняем зазоры в пакетах — добавлением еще по одной дополнительной пластине. Пиздец-ремонт, но ехать-то ннада! Экстренно собираем коробку и в этот же день ставим на машину. Всю резину клеим на герметик — экономим на прокладках и колечках. Заливаем 8 литров новой жижи ZIC, что-то типа ATF D-2.

Когда сняли поддон с коробки, в нем обнаружили мелкий металлический шарик диаметром около 3-х миллиметров. Но, когда сняли гидроблок нашли в нем одно место, в котором (как нам показалось) явно не хватало того самого шарика. Оставался открытым вопрос — как он оттуда «себаса»? Еще была непонятная пружинка (есть на фото ниже) в тупиковом канале гидроблока. Зачем «оно» там? Какую функцию выполняет? Ничего умного не предположили и на всякий случай оставили ее на месте — работало-же.

В процессе ремонта, на всех его этапах было сделано очень много фотографий. С разной целью — что-бы потом собрать обратно и на память. Все фото вываливать сюда не вижу смысла, кому нужно качайте архив с файлообменника.

Короче, собрали, залили — заводим. Включаем «вперед» — пауза пару секунд, потом сильный удар и машина потихоньку катится вперед. Включаем «заднюю» — пауза те же 2 сек., сильный удар и машина едет назад. Явно, что-то накосячили, но ведь едет же! Полез проверить регулировку тормозных лент и увидел, что на клапане-модуляторе давления (есть на фото ниже) порвана резиновая трубка с «вакуумной» стороны и оттуда капает декстрон. Т.е., получается менбрана в клапане неисправна — дырявая? Но ехать-то ннада! Пялю на этот клапан прозрачную трубку, что-бы следить за тем, что-бы декстрон не насосало в впускной коллектор. По трубке стало видно, что декстрон, выше пары сантиметров от начала трубки, не поднимается. Еще я заметил, что если другой конец трубки подключить к впускному коллектору в момент включения скорости, то коробка включается без задержки и без пинка.

Пока мы размышляли, Форд прогрелся и начал намекать на то, что пора бы уже сделать пробный выезд. Сажусь за руль, трубку из под днища в окно и… в зубы — буду сам создавать вакуум в момент включения скоростей. Включаю скорость, сосу (пытаюсь создать вакуум) что есть «мочи» — Форд плавно трогается и торжественно выкатывается из гаража. Задом выкатывается, нужно развернуться. Задняя — сосу трубку, вперед — опять сосу. Куда едем? В магаз конечно, нужно непременно обмыть это дело.

До ближайшего магаза около 1км и когда мы уже подъезжали на стоянку, я заметил, что коробка начинает буксовать — для того, чтобы ехать с той же скоростью нужно было добавлять «газу». На стоянке я опять «отсосал» у Форда, «сдал» назад и все — вперед больше не поехал. Включаешь D или O/D, «газуешь», а машина никак не реагирует. Соси трубку, не соси, итог один — отсоси! Вдобавок ко всему этот мастодонт еще и перегрелся.

Теперь представляем себе картину: древний Форд, на стоянке перед магазином, «газует» и ревет дырявым выхлопом, из под капота валит пар похожий на густой дым, этот пар-дым печка затягивает в салон, от чего там тоже полно «дыма», в салоне сидят двое, в зубах у одного из них трубка уходящая под машину из которой он постоянно пытается «затянуться». И при этом всем, эти два «обкурка» громко обсуждают устройство АКПП.

 

Попытка №2. Приволокли Форд в гараж и бросили до утра. А утром он завелся и опять поехал вперед и назад, как ни в чем не бывало. Но ровно до тех пор, пока не прогрелась жидкость в АКПП.

Второй раз коробку снимать не стали, решили доебаться до гидроблока. Нашли букварь по устройству гидроблока на A4LD, нужного нам года и комплектации. Заказали новые прокладки на гидроблок. Выяснили, что мелкий шарик в устройстве АКПП с двумя соленоидными клапанами не нужен — выкинули нахер. Туда же улетела и непонятная пружинка. Разобрали гидроблок до мельчайших деталей, все отмыли и перепроверили с сборочной схемой. Два клапана немного не совпали формой, но это особенности модификации. На одном были продольные задиры из-за чего он подклинивал в крайнем положении. Выступающие части задиров аккуратно срезаются ножом и клапан начинает работать как новый. Проверили соленоидные клапана сжатым воздухом и проверили их катушки. Один клапан оказался неисправным — не держал давление и щелкал очень тихо. Заказали новый из Москвы, ну а откуда еще? Вся сила, Брат, в Москве!

Собрали все обратно, заводим, едем. Все также, как и в первый раз — жидкость в АКПП прогревается, коробка буксует и машина стоит на месте. При этом, стоит заметить, что в обоих случаях, машина после ремонта всегда хорошо ехала назад — не ехала только вперед. Что позволяет сделать вывод, что гидротрансформатор все-таки исправен и маслонасос тоже работает. Не понятно зачем, меняем рабочую жидкость на жидкость другого типа и марки — естественно не помогло.

Попытка №3. На этот раз было решено перестать экономить и наконец-таки поступить правильно — заменить в коробке ВСЕ. Заказали набор прокладок, колец и прочей резины, т.н. «оверол-кит». Заказали наборы шайб и втулок. Забегая вперед, скажу, что 1/3 из всех этих наборов не требовала замены, а еще одна треть вообще не подходит к нашей АКПП. Но тут без вариантов — по другому не продают.

Разобрал коробку до винтика, до самой последней резинки. Выкрутил и разобрал все, что разбирается. Заменил все резинки, прокладки, втулки и прочее. И, наконец таки, нашел неисправность (барабанная дробь) — увеличенные зазоры в пакетах фрикционов барабанов O/D и DIRECT. Занавес! Нечего сказать в свое оправдание, но я попытаюсь.

Дело в том, что хозяин машины умудрился купить набор фрикционных дисков без комплекта металлических пластин. тех самых, что между дисками крутятся. Как такое возможно? Кто ему продал такой недокомплект? Но, так как первоначальная цель у нас была собрать АКПП с минимальными затратами, я решил попробовать наебать судьбу, наивный. Расковырял запеканку из старых пакетов фрикционов и обработал металлические диски шлифовкой. Ну, как обработал, тупо потер об наждачку на плоской поверхности, что-бы «сбить шишки» — мы же на всем предельно экономим. Кто хоть раз видел во что превращаются метал/диски в запекшемся пакете, меня поддержит в том, что эта затея изначально была обречена на последующую еблю.

Короче, такие «порношлифованные» диски моментально сожрали новые фрикционные диски до основания, не оставив на них ни доли миллиметра фрикционного материала. Естественно, зазор в пакетах увеличился и поршень просто не мог дожать до обеспечения нужного сцепления в пакете, а значит все — стоим. А назад ехали потому, что в пакете REVERSE металлические диски в отличном состоянии и новым фрикционам повезло. Заказали новый набор фрикционных и металлических дисков. Такой набор, каким он и должен быть, в полном составе.

В одной из посылок (не помню в какой точно) приехала инструкция как собрать эту ебаную коробку. Там есть таблица с необходимыми зазорами в каждом пакете фрикционов, есть указания куда, какой шарик и пружинку нужно положить, а куда не нужно. И всего-то, за это нужно было заплатить кучу денег — и у тебя в руках заветная бумажка. В архиве по сцылке выше есть «нигденевыложеный» скан этой бумажки, бесплатно. А также вся собранная мной информация по ремонту данной АКПП. На всех форумах только орут, что информации по данной коробке везде полно, а фактически пришлось все собирать в течении нескольких месяцев, по кусочкам.

Итак, собираем все как положено — с заменой всего, что приехало в рем/комплектах. Собираем пакеты фрикционов в барабаны и меряем зазоры. Получается, что если все, оставить как есть, то зазоры в пакетах O/D и DIRECT намного больше допустимых. Например зазор в пакете O/D получался 2.8мм. Если следовать рекомендациям форумчан, зазор следует выбирать по 0.25мм на один фрикционный диск. Т.е., если в пакете 6 фрикционов, то зазор должен быть 6шт. х 0.25мм = 1.50мм Как быть? Нужно увеличивать толщину упорного диска. Если с старым диском толщиной 5.2мм зазор получался 2.8мм, то новый диск нужен толщиной 2.8мм — 1.5мм + 5.2мм = 6.5мм. Естественно, такой диск нам найти не удалось, да и не сильно-то хотелось потому, что есть выход проще. Берем металлический диск из старого пакета фрикционов и несем его на плоскошлифовальный станок. Где его нам идеально шлифуют до необходимой толщины, что-бы если добавить его к старому упорному диску, в сумме получился необходимый зазор. В нашем случае, для получения зазора в пакете O/D 1.5мм нужен был диск толщиной 2.8мм — 1.5мм = 1.3мм. Также поступили и с пакетом фрикционов DIRECT. Пакет фрикционов REVERSE опять идеально попал в допуск.

Тормозные ленты отрегулировал сначала так: затянул динамометрическим ключом до 13Нм и отпустил на два полных оборота. Примерно через 1000км пробега (обкатки так сказать) подтянул примерно на 1/4 оборота (чисто экспериментально) и коробка стала работать вообще идеально, как с завода!

Новый «клапан-модулятор» мы так и не нашли в продаже за адекватную цену, поэтому по сей день ездим с «дырявым». Кстати, вполне неплохо.

  

 

Ну вот и все, наконец-то. В итоге, «взявшись за ум» обоими руками, я починил этого древнего мамонта. Он уже четвертый месяц благополучно месит пашни ближайшей деревни. Будем надеяться, что еще лет на 30 хватит. Хотя, учитывая его возраст, там еще есть куда руки приложить.

Хочу сказать спасибо за полезные советы и контакты парням с форума fordexplorerclub.ru: goffin, ManSon, Всеволод, Гаврик, ASV. Спасибо TransLab за помощь в подборе зап/частей. И даже спасибо форумчанину Ф.Алексей который, психуя и всех ненавидя, таки умудрялся (сам того не желая) давать полезные советы.