Вытянулась цепь ГРМ, соскочила с шестерни и порвалась. Два клапана неизбежно встретились с поршнями и загнулись. Но это еще не все — когда вскрыли мотор, оказалось, что капиталка была неизбежна.
Разбираем двигатель и попутно дефектуем:
- Оборвана цепь ГРМ.
- Изношены приводные шестерни ГРМ на распредвале и коленвале.
- Загнуты впускной и выпускной клапаны в 3 и 4-м цилиндрах.
- Отсутствие хонинговки на стенках цилиндров.
- Задиры на юбках поршней.
- Сильный износ вкладышей коленвала, на грани проворачивания.
На этом этапе все уже понятно. Достаем мотор, разбираем и дивимся дальше.
Основной масштаб бедствия уже понятен. Нужно уточнить еще несколько моментов, а именно:
- Проверить ровность плоскостей ГБЦ и блока цилиндров.
- Проверить коленвал на изгиб и овальность шеек.
- Рассчитать зазор ЦПГ и аргументированно заявить Заказчику, что поршневая не годится для дальнейшей эксплуатации.
План действий по восстановлению мотора следующий:
- Коленвал не пострадал и не требует абсолютно никаких действий. Оставляем как есть — повезло.
- Вкладыши коленвала начали разрушаться, но крутануться не успели — опять повезло. Просто меняем на новые.
- А вот с поршневой не повезло — точим блок цилиндров под новые поршни. Соответственно меняем поршневые кольца.
- Маслонасос меняем на новый.
- Меняем все прокладки, сальники и пр. уплотнения.
- Вместе с прокладкой ГБЦ обязательно меняем болты на новые.
- Помпа (насос) ОЖ шумит — меняем на новый.
- Плоскость блока цилиндров в норме, а вот плоскость ГБЦ требует шлифовки.
- Меняем на новые только два загнутых клапана — остальные в идеальном состоянии.
- Естественно, меняются МСК и делается полная ревизия ГБЦ.
- Цепь ГРМ, цепь маслонасоса, шестерни и все сопутствующее меняется полным комплектом.
- Еще зачем-то менялся датчик положения коленвала. Не помню по какой причине, с тех пор прошло уже более 3 лет.
Для удобства, смета переконвертирована и Экселевского файла в JPEG, поэтому возможны неточности и артефакты: