Очень редкая неисправность — ломаются внутренности наружнего ШРУС приводного вала. Почему-то я решил, что об этом стоит написать.
Заказчик купил микроавтобус Mercedes, он же SsangYong Istana. Первый раз обратился с жалобой на порванный пыльник наружней «гранаты». Когда меняли пыльник, обратили внимание, что старый не просто порван, а буквально скручен в узел.
Через месяц «граната» все таки «приехала» и заказчик приехал ее менять, предусмотрительно купив SAT. Когда меняли, также заметили, что замененный недавно пыльник опять скручен в узел. Списали это на качество резины, вакуум, звезды и прочее невезение.
Через пару месяцев срочный вызов — машина с пассажирами «встала» на трассе. Берем запасной приводной вал, в сборе с ШРУС-ами и меняем все это целиком. Причина — повторная поломка наружней «гранаты». Поначалу списываем все это на Китайское «качество» и, как и всем, рекомендуем Заказчику не покупать авто/запчасти фирмы SAT.
В мастерской разбираем снятый с микроавтобуса приводной вал и ищем причину наших «бед». С наружним ШРУС все понятно — поможет только замена узла целиком:
С внутренним, интересней. Когда стали промывать от остатков смазки пыльник, обнаружили в нем остатки роликов от одного из подшипников трипоида. Но, т.к. у нас на валу целый трипоидный подшипник, можно сделать вывод о том, что предыдущий (до Заказчика) Владелец микроавтобуса менял узел целиком, не меняя пыльник и смазку.
Теперь самое интересное. Осматривая способ крепления трипоида на приводном валу, обращаем внимание на то, что трипоид одет на вал обратной стороной. При этом, глядя на сам узел, визуально определить неисправность невозможно. Нужно смотреть на внутреннюю сторону шлицов — с одной стороны чуть глубже выбрана фаска под наружнее стопорное кольцо. Соответственно это и есть наружняя сторона.
И, если все собрано правильно, должно быть так:
В нашем случае, трипоидный подшипник был перевернут глубокой фаской внутрь (в сторону середины вала), из-за чего противоположной стороной упирался в наружнее стопорное кольцо. Из-за чего, соответственно, внутреннее стопорное кольцо не «село» в свой паз и трипоид свободно двигался по шлицам между стопорными кольцами.
А вот теперь, точно самое интересное. В стакане внутреннего ШРУС есть выемки под наружние обоймы подшипников трипоида, А в центре стакана — «выступ», торец которого параллелен торцу приводного вала со стороны внутреннего ШРУС. Получается, что трипоид, подвинувшись по шлицам в сторону середины вала стал давить (прилагать усилие) на стенку стакана дальше от подшипника внутри КПП (в который вставляется стакан внутреннего ШРУС). Таким образом наклон (изгиб) оси симметрии стакана увеличился относительно оси симметрии дифференциала.
В итоге, получилась такая ситуация, когда водитель на загруженной машине «поддал газу» на кочке и из-за сильного изгиба (наклона) стакана внутреннего ШРУС торцы внутреннего «выступа» стакана и приводного вала встретились и ударились друг об друга краями. Т.к. приводной вал (без ШРУС-ов) представляет собой цельную безшлицевую конструкцию, всю энергию удара на себя взяла наружняя «граната». Конечно, она сломалась не от первого удара, но если бы не такое досадное недоразумение — проходила немного дольше. Привет тебе, рукожопый слесарь!