А по чему-бы и нет? Тем более, что конечный результат оказался гораздо круче оригинала. Адаптируем схему по СовДеповские 6Н2П и 6П3С и охуеваем от результата.
Ранее, оригинальная схема LEAD SERIES 2204 уже претерпела модернизацию в пользу незначительного «утяжеления» звучания. Об этом читаем здесь (перед повторением данной схемы, нужно прочитать и эту статью). Говномаршал наконец-то зазвучал так, что-бы на нем стало возможно комфортно и интересно играть что-то современнее Элвиса. Однако, «классика» гитарного звука по прежнему оставалась недостижимой для рядового «гитарного дрочера» из-за стоимости комплекта оригинальных радиоламп. Появилась идея адаптировать схему для применения СовДеповских радиоламп вместо «вражеских».
Забегая вперед, скажу, что получилось заметно лучше оригинала. Понятное дело, что это субъективное мнение, но попробую записать звучание одной схемы с разными лампами. Прямая замена ламп конечно-же невозможна — придется использовать переходники для ламп преампа и перенастраивать смещение выходных. Но появился некий «спортивный интерес», поэтому внимательно листаем до конца.
Начнем с сведения в сравнительную таблицу основных параметров усилителей. Символично получилось, что «не модные» радиолампы в «сухом» сравнении выигрывают в цене ровно в 10 раз. При этом, на практике, совсем немного проигрывают в выходной мощности и иногда ловят Китайское радио. Но, разница в цене, доступность и легкая повторяемость схемы решают — бюджетному Маршалу быть.
Усилитель по прежнему изготавливается на печатной плате. Это немного неудобно при проектировании чего-то нового, но заметно экономит время при мелкосерийном «производстве». Тем более, разработка платы для данного усилителя вышла на финишную прямую и я уже близок к финальной версии, которую планирую заказывать на производстве.
Пока все разрабатываемые платы изготавливаются вручную — часто приходится вносить какие-то изменения, дополнения, улучшения. Все такие платы отлично работают, просто на них есть кое-какие, несущественные, изменения или дополнения. Например, нужно заменить или добавить/убавить тип или размер компонента, просверлить дополнительное отверстие для крепежа платы на шасси или рассверлить отверстие под вывод компонента большей мощности, что-то передвинуть, что-то убрать или совсем удалить. Так что, такие платы можно смело повторять или покупать готовые.
Самостоятельная разработка подобного устройства для серийного производства, непростой процесс. Зачем мне это надо? Могу сказать точно — не ради денег. Это увлечение, так я провожу свободное время. Так я добиваюсь наилучшего варианта исполнения устройства, совершенствую свои навыки, постепенно иду к более сложным и дорогим устройствам.
После внесения всех сделанных изменений и дополнений в мою схему, она стала сильно похожа на Ерасовский HammerHead — это значит, интуитивно я копал в правильном направлении. Только вот я все-таки добился того, что-бы усилитель на печатной плате работал идеально тихо — совершенно не фонил. А вот Ерасовские инженеры не смогли 🙂
Схема с новыми «старыми» лампами теперь выглядит так. Не сильно отличается от версии на 12AX7 и EL34. Основные отличия в распиновке «мелких» радиоламп и питающем напряжении. Кстати, напряжения на схеме указаны условно, как это у меня. Это не значит, что у вас должно все быть точно также — это для примера того, как должно быть.
Следует обратить внимание, что на схеме проводник, соединяющий средний вывод (2) потенциометра GAIN с выводом сетки (7) лампы VL3.2 изображен в экране. Этот «бжик» не спроста! На платах первых версий этот проводник как и все, был вытравлен прямо на плате. Как я только не пытался перепроектировать плату в борьбе с фоном, а всему виной оказался этот проводник. Его нужно прямо от потенциометра к лампе провести отдельным экранированным проводом. В новой версии ПП его больше нет на плате.
В схеме появился так называемый «линейный» вход/выход. Именно «линейный» потому, что сигнал с выхода преампа и на вход усилителя мощности подается без предварительного преобразования, «как есть». Вход и выход организованы одновременно в одном гнезде — для подключения педалей в УМ подходит обычный моно-джек, а для выхода из преампа нужно использовать средний вывод стерео-джека, при этом центральный контакт нужно закоротить на массу прямо в штеккере.
В поисках способа максимально снизить собственный фон усилителя «земля» разделена на силовую и сигнальную. Несмотря на то, что на корпусе усилителя они соединяются в одну точку, прийти туда они должны разными проводами. Как показали практические испытания — это важно, особенно на высокой громкости. Вообще все «земли», корпус усилителя и «экраны» должны соединяться в одной точке.
Я не сторонник подбора парных ламп для гитарного усилителя. Гитарный усилитель, сам по себе, генератор искажений — не вижу в этом необходимости. Но, для того что-бы верно задать правильный режим работы радиоламп из разных партий, считаю нужным делать раздельную регулировку смещения. В предыдущем варианте, пробовал к общей регулировке BIAS добавить т.н. «балансир» на потенциометре — результат конечно есть, но все равно лампы требуют подбора в пару, хоть и не такого точного. А вот раздельная регулировка смещения позволяет использовать совершенно любые лампы, которые только удалось подобрать для данного проекта.
Смещение настраивается по методике Роба Робинетта. Для удобства сделал небольшую шпаргалку соответствия тока на измерительном резисторе и напряжения питания.
Печатная плата для лампового усилителя это отдельная головная боль. Один миллиметр в сторону и ты никогда не победишь этот сраный фон. Я уже счет потерял, сколько текстолита перевел на эти бесконечные переделки. ПП такого размера сама по себе сложна для изготовления в домашних условиях, а учитывая стоимость стеклотекстолита такого размера — вообще «рукалицо».
При проектировании ПП для лампового нужно учесть гораздо больше нюансов чем при сборке «на соплях». Все проводники находятся в одной плоскости и так и норовят поднасрать друг-другу. При этом нужно еще правильно, эргономично и удобно разместить компоненты.
Взамен мы получаем легкую повторяемость и очень красивое устройство — все лампы расположены не в «подвале», а светятся нам красивым «ламповым» светом. В отличии от оригинала, мы теперь, в прямом смысле слова, видим за что заплатили.
В ранних версиях, выпрямитель был спроектирован на общей плате с преампом и усилителем мощности. Тогда мне так казалось удобнее — все спаяно в одном месте, остается только подвести провода. Но на практике получилось много лишних высоковольтных проводов, которые просто петляли на плату и обратно. Поэтому теперь выпрямитель вынесен за пределы платы и спаян в «подвале», вместе с силовым тр-ром и дросселем.
Анодное напряжение немного выше рекомендованного для 6Н2П и 6п3С, но это нестрашно — Советские лампы его безболезненно переносят. Тем более, при их стоимости, на такие «мелочи» внимания обращать вообще не стоит. Зато звучат они гораздо веселее — на слух кажется, что высоких частот немного больше и звук более открытый и яркий. И самое главное — в таком режиме 6Н2П дают больше «гейна», что, на мой взгляд, сказалось на звучании усилителя только положительно. Звучание 6Н2П и 6п3С с немного завышенным анодным напряжением мне понравилось больше, чем с 12AX7 и EL34, хотя при этом, оно осталось похожим на оригинал.
Громкость усилителя с выходными 6п3С составляет примерно 40W против 50W на EL34. На самом деле, в условиях комнаты в квартире, это практически незаметно — все равно никто и никогда не будет выкручивать такой усилитель на полную мощность. Иначе легко отхватить пиздюлей от соседей за стенкой — ну мало-ли, вдруг они не любят «русский» рок. А вот для озвучивания спортзала и 50W на EL34 мало, нужен минимум 100W-ник. Так что мы практически ничего и не потеряли. Зато Советские лампы светятся красивее!
Ну корпус это как всегда пиздец! Моих сил и нервов едва хватает на то, что-бы изгородить хотя-бы что-то, а тут ведь нужно что-бы еще и красиво было. Поэтому про корпус дополню чуть позже. Пока на этом все.
Дополнение 06.04.2024
Ценой невероятных усилий, корпус для усилителя все-таки был создан. Фотки пока на смартфон — ищу фотографа, что-бы передать как невероятно красиво выглядит усилитель «в живую».
Основа корпуса — ДСП от Советский шифоньеров. Та самая — аудиофильская. В данной поделке это не решающий фактор, за то прочность у такой ДСП невероятная — в нее даже скобы от степлера не вбиваются. Корпус обтянут шикарным белым винилом с рисунком мрамора и текстурой грубой кожи. Все металлические детали окрашены прочной матовой краской. Надписи на лицевой панели — металлические! В реальности все это выглядит гораздо дороже, чем стоит.
По ходу доделки усилителя появилось несколько дополнений к схеме. Теперь окончательный вариант схемы выглядит так:
Список изменений:
- В порыве борьбы с фоном на «чистом» звуке уже был заменен проводник на ПП на экранированный провод навесным монтажом (читаем выше). Этого мне показалось недостаточно и я заземлил корпус потенциометра GAINE. Теперь стало «вашпе харашо». Только надо учесть, что если, после установки в металлический корпус, заземленный потенциометр коснется корпуса — образуется «земляная петля» и фон проявится в другом месте. Поэтому, нужно либо этот потенциометр изолировать от корпуса, либо учитывать, что после установки в корпус, он соединится с «массой» и отпаивать «землю» от него перед установкой в корпус.
- После окончательной победы над фоном на «чистом» звуке появился возбуд на «хайгейне» проявляющийся в виде поганого послезвучия при затухании струны. Данную проблему удалось решить довольно просто — добавлением конденсатора C14 «впараллель» лампе VL3.1. Его емкость подобрана экспериментально, на слух. Поэтому, в каждом конкретном случае его емкость может быть другой.
- Самое интересное, что после добавления в схему конденсатора C14 усилитель стал звучать еще интереснее на «хайгейне» — гейн стал плотнее и сочнее и даже немного мясистее (на сколько это можно сказать про Маршал). Казалось-бы…
- На входе VL3.1 конденсатор C8 заменен на 0.033нФ вместо 0.022нФ. Это дало заметное увеличение низких частот. Теперь потенциометр BASS иногда даже приходится убавлять, а не как раньше — все время на максимум.
Вот теперь мой JCM800 зазвучал как должен звучать правильный ламповый усилитель с характерным звучанием оригинального Marshall.
Звуков нет, значит не работает ))))