Гитарный усилитель по мотивам Marshall JCM800

Каждый гитарист-радиолюбитель должен пройти этот путь — спаять себе «настоящий» ламповый JCM800. Кто-то довольствуется его «облегченной» модификацией, кто-то переделывает под СовДеповские лампы. Я же решил повторить оригинальную схему с «оригинальными» лампами, что-бы наконец-то заценить тот самый «правильный» ламповый звук.

Забегая вперед, скажу прямо — какое-же говно этот ваш Маршал! Отвратительный звук, «гейна» как у гитары включенной напрямую в транзиторный усилитель. Звук AC/DC это в точности то, на что он годен, не более. А они еще и «нехайгейновый» вход оставили — рукааалиицо! На «чистом» звуке да — он лидер, можно немного «подгрузить» (сколько хочется все равно не получится), что-бы похрипеть как Курт Кобейн, но не более. Придется сделать из этого говна нормальный усилитель, что-бы реально пёр без предварительных «грелок», при этом мог оставаться тем-же Маршалом, на который все дрочат.

Схему я принципиально повторил оригинальную (ту саму 50-Ваттную «Lead Series 2204» 1983г. с двумя входами, на 3-х 12AX7 и «мощнике» на двух EL34), что-бы потом не было сомнений в том, что я «спаял не ту версию» легендарного усилителя:

Нашлась даже ее первоисходная версия, нарисованная в графическом редакторе «карандаш»:

Разные «моды» и вариации на тему «скраежопить на лампах» даже не рассматривались. Хотя, они тоже интересны и, возможно, в будущем я их попробую.

И даже такой «мутант» имеет «место жить». Хотя, со всеми этими «модами», он уже становится похож на Ректифаер:

Первое, за что, после сборки усилителя по оригинальной схеме, зацепился мой «аудиофильский» слух – плотный, сочный, устойчивый… фон. Ни от чего не зависящий, такой настырный, всепроникающий фон переменного тока.

Силовой и выходной трансформаторы я заказывал на заводе в Симферополе – проверенный производитель. Трансформаторы мотались по моему ТУ, конкретно под требования данной схемы. Схема питания повторена в точности как в «оригинале». Чё делать?

Решил попробовать схему питания накала без средней точки, но с доп. резисторами на общую шину, так уже давно принято — не понимаю, почему изобретатели Маршала решили, что они выше законов физики. Результат – фон почти пропал. А потом, мне попалась очередная модификация схемы:

Тогда я понял, что я на правильном пути — все заработало и фон совсем пропал. Понимаю, что это звучит типа: «шел, шел, схему нашел», но вы даже не представляете, сколько нужно схем перепаять, что-бы «найти» подходящий для себя вариант.

Доработки звучания схемы, это банальная вкусовщина и подгонка под АЧХ конкретного динамика. Мне показалось мало НЧ и я увеличил проходные конденсаторы после фазоинвертора УМ. Захотелось больше «гейна» — увеличил усиление предварительного каскада «преампа», захотелось больше «мяса» — добавил пару конденсаторов. Так, понемногу, получилась моя версия усилителя:

На первый взгляд, схема выглядит сложной и не совсем «удобочитаемой», но так выглядят все схемы спроектированные в DipTrace — это профессиональная среда разработки и к этому пора уже привыкнуть. С другой стороны, это самая полная схема усилителя JCM800, подобной которой, в интернете еще нет. Здесь указаны абсолютно все соединения абсолютно всех компонентов.

Обратите внимание на схему катодного смещения ламп EL34. Дело в том, что для гитарных усилителей, лампы в пары, я не подбираю — ни «дуэты», ни «квартеры». Принципиально — не вижу в этом необходимости. Именно поэтому и придумалась такая хитрая схема настройки BIAS:

  • напряжение смещения (BIAS) теперь приходит не на среднюю точку делителя из резисторов 220кОм (перед резисторами 1-й сетки EL34) — между ними теперь подстроечный резистор. Он нужен для того, что-бы не подбирать лампы в пары — мы же с вами не Hi-End аппаратуру разрабатываем, нам и так сойдет.
  • катоды EL34 теперь подключены к общей шине питания через мощные резисторы 1Ом. Дело в том, что катодное смещение выходных ламп я настраиваю по методике Роба Робинетта, подробнее об этом можно прочитать у него на сайте.

Такой подход увеличивает повторяемость схемы и упрощает подбор радиоламп — можно покупать все, что попадется под руку, нужно лишь немного «заморочиться» с настройкой BIAS:

  1. Движок подстроечного резистора в сеточном делителе устанавливаем точно в среднее положение.
  2. Подстроечным резистором делителя напряжения BIAS устанавливаем примерно 40В.
  3. Вставляем лампы и устанавливаем необходимое падение напряжения на катодном резисторе каждой лампы.
  4. Если падение напряжений на катодных резисторах ламп отличается, то уравниваем его подстроечным резистором в сеточном делителе.

Это, конечно, все очень кратко и в общих чертах, но ничего страшного — я в свое время вообще без интернета во всем этом разобрался. А в радиокружок меня не принимали потому, что тупой 🙁

Назло всеобщему «веянию моды» я собрал усилитель на печатной плате — «ламповые» сопли проводов для меня не приемлемы. Тем более на заводе, ваш священный Маршал, также собирают на печатных платах. И ничего, от этого он не перестает быть менее крутым и дорогим. Вопреки всеобщему мнению, все работает отлично, не фонит, не искрит, не замыкает — каких только дурацких страшилок я не начитался на профильных форумах.

Опционально, в схему, добавил линейный вход — прямиком на вход фазоинвертора УМ. На печатной плате его пока нет — его необходимость «на утверждении». Мне кажется неправильным «втыкать» «педали» в «преамп» — «преамп» добавляет свои искажения и меняет окраску и характер звучания «педальной примочки». А вот напрямую в усилитель, это правильно — пусть «педаль» продемонстрирует свои возможности без дополнительного «подгруза». А-то, воткнут недоношенный JackHammer в «хайгейновый» вход и пиздаболят на весь Ютюб про то, какой же он крутой звук наваливает. А человек купит его и не может понять: «что за говно, где металл?».

На плате я не стал разводить линии питания накала радиоламп — «переменка» все-таки. Накал подпаивается «витой парой» к каждой лампе после сборки платы. И вообще, при проектировке платы, старался не «мельчить» — лампы сильно греются.

При разработке платы я немного «понтанулся» и повернул панельки радиоламп таким образом, что-бы лампы были повернуты к лицевой панели усилителя наиболее светящейся стороной. Что-бы, через решетку на лицевой панели усилителя можно было любоваться теплым свечением «лампового звука».

Все сделанные доработки усилителя я пока отдельно не указываю потому, что поиск правильного звучания еще в процессе — я играю, слушаю, что-то меняю, пробую новое, возвращаюсь к старому. Главное, я стараюсь сохранить общий вид схемы, характер и манеру звучания усилителя, что-бы он все-таки был похож на легендарный JCM800. Смотрите внимательно на мою схему, сравнивайте с оригиналом, пробуйте, настраивайте на свой вкус.

Немного о конструкции усилителя:

  • На данном этапе, усилитель живет в коробке из СовДеповских «шифоньеров» — ну, он же ламповый :-)) Заводской корпус под него еще не разрабатывался потому, что усилитель ждет своего покупателя — опять начнется «хочу больше низких, больше мяса, меньше гейна». Это нормально — у каждого свой вкус, но… все хотят Маршал.
  • Короб под усилитель задуман таким образом, что-бы плата и все органы управления находились сверху, а трансформаторы «в подвале». Подвал усилителя представляет собой сплошной металлический короб и планируется, что он в последствии скроется внутри комбоусилителя, не будет виден и не будет занимать место над динамиком.

Хотелось-бы сказать пару слов о себестоимости полностью собранного усилителя. Цену запчастей я сильно усреднил — нам нужно понимание общей стоимости затрат на проект. Несомненно, что-то из этого можно купить дешевле, что-то уже давно куплено, что-то досталось в наследство от деда-радиолюбителя (мне почему-то нихера не досталось). В любом случае, вы должны понимать, что ламповый усилитель — это недешево!

  • Лампы выходного каскада EL34 — 2шт. — 8000р.
  • Лампы «преампа» и фазоинвертора 12AX7 — 3шт. — 6000р.
  • Плата усилителя (с радиодеталями) — 3000р.
  • Выходной трансформатор (на торе) — 3500р.
  • Силовой трансформатор (на торе) — 4000р.
  • Дроссель (заводской импорт.) — 3000р.
  • Услуги ТК — 2500р.
  • Итого — 30000р.

Вот теперь, точно «рукалицо». И это мы еще не посчитали корпус и динамик:

  • Корпус для полного комбоусилителя (из ЛДСП) — 3000р.
  • Динамик CELESTION TUBE G10-16 (б/у) — 7000р.
  • Итого — 10000р.

И это все по самым скромным подсчетам. Поэтому, рассчитывайте свои возможности заранее, если захотите «ламповый» звук. Однако, в любом случае, это в несколько раз дешевле готового заводского комплекта.

Затраты свободного времени на изготовление всего этого даже не считаются потому, что это хобби. А хобби — это не за деньги, это для удовольствия. Каждый транжирит свое свободное время, как ему вздумается — можно бухать, можно в «клубняк», можно в Тайланд, а лучше на рыбалку, можно хуй дрочить или (как некоторые долбоебы) спортом заниматься. Главное, что с удовольствием потраченное время, в зачет жизни не идет.

Думаю, в конце, нужно подвести большой итог — описать мои впечатления от «услышанного»:

  1. Очень слабое усиление оригинальной схемы — «гейна» откровенно не хватает, «рок» из гитары приходится в прямом смысле слова «выбивать», со всей силы. После моей доработки усилителя, на нем теперь можно играть не прилагая титанических усилий звукоизвлечения — легко и непринужденно, как и положено. Взамен, мы получаем немного более «злой» Маршал, но моему другу Васе Ч. так даже больше понравилось — звук стал плотнее и ярче.
  2. Усилитель очень громкий! Это не его недостаток, это его фишка — он начинает «раскрываться» на громкости не менее 30%. Именно тогда он начинает звучать как задумано и других вариантов нет. Поиграв в него на большой громкости, начинаешь понимать, за что его оценили в свое время. Все дело в том, что лампа фазоинвертора усилителя мощности тоже играет важную роль в формировании «перегруза» и от этого никуда не деться — такая особенность схемы. Иначе, это будет не JCM800. Но я, все-таки, заставил эту поделку хоть как-то приемлемо звучать на уровне «квартирной» громкости.
  3. Этот усилитель открыл для меня новое звучание — чистый звук. Ахуенное звучание совместно с динамиком TUBE G10-16 — они как-будто созданы друг для друга. И об этом говорю вам я — металлист до мозга костей. Я впервые понял, что вход «для лохов» имеет право на существование.
  4. Благодаря малому количеству «гейна», усилитель отлично читается, аккорды не превращаются в кашу, к игре с «палммьютом» нужно привыкнуть, но результат того стоит — все-таки не спроста этот усилитель так все полюбили.