Гильзовка 1NZ-FE Corolla 120

Метод гильзования блока цилиндров я открыл для себя относительно недавно, но могу сказать, что это отличный способ восстановить окончательно убитый или заведомо неремонтнопригодный двигатель. Приведу пример несложного ремонта заранее приговоренного мотора. Так же напишу как правильно затянуть муфту системы VVT-i и пересадить новые поршни на старые шатуны.

Жертва — Toyota Corolla 120, отданная мне на растерзание (диагностику), на время командировки хозяина. Как выяснилось впоследствии, двигатель уже ремонтировался два раза, пробег по одометру — 392000км. Причина очередного ремонта — жор масла и стук поршневой.

Учитывая, что в моторе уже стоят ремонтные поршни диаметром 75+0.50мм, вариантов развития событий было два:

  • Точить блок цилиндров в след. ремонтный размер 75+1.00мм, но такие поршни, нужного качества, нам не удалось найти.
  • Устанавливать новые гильзы в блок цилиндров и потом их точить в стандартный размер 75мм. Гильзы нужного размера найти тоже не просто, но нам повезло и поэтому первый вариант отпал сам собой несмотря на то, что гильзовать мотор дороже чем просто расточить.

Вообще, сам метод гильзования блока цилиндров мне нравится тем, что таким способом можно отремонтировать практически любой, заведомо неремонтнопригодный, мотор. Не имеет значения, что производитель не выпускает ремонтные поршни и производители дубликатов тоже, почему-то решили дружно «положить» на ваш мотор — гильзуем, ставим стандартные поршни и поехали. Даже если стенки цилиндров изготовлены из «сверхвысокотехнологичного одногразового говна» или мотор точили столько раз, что родную гильзу почти вырезали — ставим гильзы и поехали. Но и у данного метода есть недостатки:

  • Трудно найти гильзы нужного размера. Производители, почему-то, всячески скрывают информацию о своих изделиях.
  • Стоимость ремонта увеличивается на стоимость гильз + стоимость гильзования. Но, на мой взгляд, в некоторых случаях, оно того стоит.
  • Гильзование блока цилиндров это очень сложный процесс, требующий от специалиста большого опыта и понимания того, что он делает. Поэтому, затевать гильзовку разумно только в тех случаях, когда есть возможность обратиться к проверенному специалисту.

Что может быть, если гильза подобрана или установлена неправильно:

  • Гильза может начать «шевелиться» в блоке цилиндров. В следствии чего блок окончательно придет в негодность.
  • Гильза может треснуть или деформироваться. Тогда, как правило, падает компрессия или начинается «дикий» масложор + износ «поршневой».

Небольшое уточнение: все сказанное в этой статье относится к «сухим» гильзам — которые впрессовываются в тело блока цилиндров. Если вам есть, что добавить по этой теме — обязательно напишите мне комментарий. Мне лично очень интересна эта тема.

В остальном, ремонт «гильзованного» мотора ничем не отличается от обычного. Отдельно хочу отметить состояние «отжаренного» мотора, доставшегося мне на ремонт. Как-же нужно ненавидеть свою машину, что-бы довести мотор до такого состояния:

  • Ни одного целого разъема проводки, провода все высохшие, ломаются при попытке их хоть чуть-чуть пошевелить.
  • В моторном отсеке грязи столько, что сам мотор я нашел только по косвенным признакам его присутствия. Масло течет отовсюду, все это покрывается тослтенным слоем пыли и запекается за-за постоянных перегревов мотора — антифриза слилось всего 2.5 литра.
  • Изнутри двигатель покрыт толстым черным слоем «жареного» масла. Как же тяжело все это отмывается! Что говорить — все увидите на фото.

Как пересадить новые поршни на старые шатуны? Если честно, у Тойоты это такая-же ёбань, как и на ВАЗовских деватосах — нужно нагревать головку шатуна и потом, в горячую, успеть всунуть шатунный палец. При этом, нужно учесть, что малейший перекос соосности отверстий или секундное промедление и все — поршень испорчен потому, что вытащить палец не повредив поршень невозможно. Например, у Ниссана, палец вставляется «от руки» и стопорится стопорными кольцами с двух сторон. В «букваре» рекомендуется нагревать головку шатуна «техническим» феном, но на практике фен нужен мощностью киловатт десять. Иначе, вы будете делать один поршень в час. Гораздо быстрее нагревать «туристической» пропановой горелкой, но тогда есть шанс перегреть шатун и тогда палец «выпадет» — выдвинется вбок и задерет стенку цилиндра.

В этот раз я решил попробовать новый метод — «запечь» шатуны в старой кухонной «духовке» — там температура выше 250гр. не поднимается, а значит перегреть не получится. Весь процесс пересадки поршней, вместе с прогревом «духовки», занял около 40 минут. При этом пересаживал поршни я не более 10 минут, а все остальное время занимался своими делами пока шатуны «запекались». Так что такой метод тоже имеет место быть.

Как правильно затянуть муфту системы VVT-i? Не могу вспомнить в каком из Ниссановских букварей я прочитал предупреждение: «Ни в коем случае не разбирайте муфту системы VVT-i». Вот как попадется на глаза еще раз, обязательно покажу. Почему нельзя разбирать? Чего там такого особенного? Тойота пошла еще дальше — что-бы не разбирали применила болты с 5-гранными головками. ???? Разобрал, промыл, собрал — работает. Да я их уже сотню разобрал и собрал. Даже наловчился разбирать, мыть и собирать не снимая цепь привода ГРМ! Почему нельзя-то?

В начале не всегда все было гладко, но скоро я понял в чем подвох. Попробую объяснить «на пальцах». Для того, что-бы мотор завелся муфта должна быть заблокирована стопором внутри нее. Блокировка муфты нужна для того, чтобы обеспечить необходимый УОЗ в момент запуска двигателя когда «давление масла» отсутствует. Иначе, запуск двигателя будет долгим и неуверенным. Для того, что-бы изменять угол опережения зажигания на оборотах выше ХХ муфта должна быть разблокирована давлением масла на тот самый стопор внутри нее. Как думаю я: у старой муфты зазор между стопором и пазом в котором он «ходит» увеличен, из-за чего стопор клинит при попытке затянуть центральный болт, которым муфта прикручивается к распред/валу. Заклинившая муфта не регулирует УОЗ и вылетает ошибка системы регулирования фаз газораспределения. Делаем вывод: нужно затягивать муфту в разблокированном состоянии, а потом повернуть, что-бы она заблокировалась. Тогда все работает отлично. Такая, важная мелочь, а в букваре не написано.