Гитарный преамп по мотивам MESA BOOGIE RECTIFIER на лампах 6Н2П

Хочешь попробовать тот самый «ламповый» звук электрогитары? Редкое сочетание огромного запаса «перегруза» одновременно с идеально-хриплым «клином» в одном преампе.

Сказать честно, я ламповый звук никогда не воспринимал всерьез — для меня это обычный «овердрайв». Коим по факту он и является, да и звучит также — обычный «перегруз», без ограничения как у «дисторшена». Но именно это и придает звучанию своеобразную «ламповость» — чуткая зависимость от манеры игры, от стиля, силы и атаки.

У меня это уже вторая поделка на эту тему (описывается версия 2.2), первая версия являлась точной копией проекта РокинФакина (https://youtu.be/M-fVBIID6Aw). Тогда все было собрано для пробы на «чужой» плате из того, что нашел под ногами. Куплены были только радиолампы и маломощный анодно-накальный трансформатор. На удивление, тогда все заработало и даже понравилось. Наигравшись, решил довести проект до состояния «не стыдно показать».

Нашел схему оригинального усилителя MESA BOOGIE, нашел схему его лучшего клона BULLDOZER от YERASOV и взяв лучшее у обоих, создал свой проект. Смысл данного «ремастеринга»:

  1. В проекте РокинФакина очень много ошибок, много нестыковок и вообще непонятно, чем он руководствовался применяя некоторые схемотехнические решения. Как «оно» получилось, можно посмотреть здесь, пока злые Админы не удалили: https://www.drive2.ru/c/631775534103138453.
  2. Оригинальная схема МесаБуги сложна и непонятна. Нарисована сто лет назад и мало применима к современной радиоэлектронной базе компонентов. Хотя, именно от нее (схемы) я и отталкивался при разработке своего проекта.
  3. Схема усилителя Бульдозер от Ерасова это конечно барский подарок таким радиолюбителям как я — отлично спроектирована и прорисована. Оставалось только отсечь все лишнее и оставить один канал преампа.
  4. Получился один «перегруженный» канал оригинального MESA BOOGIE адаптированный для применения СССР-овских радиоламп с собственным блоком питания. При разработке своего проекта я старался максимально сохранить оригинальную схемотехнику МесаБуги — только адаптация под «наши» условия.

Особенности схемотехники:

  • Питание от трансформатора (не от импульсника) — так мне показалось «правильнее». Ну, мы же делаем «правильный» гитарный преамп. Тем более, для этого есть идеально подходящий трансформатор, производимый серийно, даже в наше время.
  • Накал ламп питается постоянным напряжением. Минусовая шина питания накала соединена с общей шиной преампа на плате блока питания.
  • Лампы применены 6Н2П-ЕВ просто потому, что были. Пробовал радиолампы разных заводов и годов производства, пробовал простые 6Н2П и даже 6Н3П случайно засунул — никаких существенных отличий в звучании не заметил. Конечно же есть различия, но настолько несущественны, что если бы я не знал, что стоит другая лампа — я бы не заметил.
  • Потенциометр PRESENSE заменен на переключатель — один хер им пользуются только в крайних положениях.
  • На оставшейся половинке последней лампы собран так называемый «нагрузочный буфер». В оригинальной схеме его нет, у РокинФакина он есть — решил оставить. Можно брать выходной сигнал с него или мимо него — кому как удобнее в конкретной ситуации. На практике, при помощи данного «буфера», оказалось удобно подгонять преамп под конкретный усилитель и гитарный динамик — можно подрезать «низы» или усилить «верха» не внося изменений в основную схему. Но об этом как-нибудь позже отдельно напишу.
  • В целом, схема заметно отличается от предложенной РокинФакиным — она ближе к схеме YERASOV-а. Так мне показалось правильнее потому, что у YERASOV-а схему проектировали инженеры и она успешно продается, а РокинФакин у кого-то ее спиздил на форуме и сам в ней толком не разобрался.
  • Чуть позже (по советам форумчан) в схему питания преампа была добавлена схема задержки подачи анодного напряжения. Схему спроектировал на TL555 — так мне показалось лучше чем на MOSFET-е с конденсатором. Плата сделана в виде необязательного «апгрейда», добавляемого на основную плату питания позже, при необходимости. Плата сделана на SMD-компонентах с миниатюрным поляризованном 6-вольтовым реле. Старинное Японское реле потребляет настолько смешной ток, что подключено к выходу таймера без ключевого тр-ра. Схема задержки питания питается от цепи накального питания 6.3V. С указанными на схеме номиналами компонентов, задержка включения получилась примерно 7 сек. Подобрана опытным путем — звук на выходе «холодного» преампа без задержки подачи анодного напряжения появлялся примерно через 5-6 сек.

Весь проект в открытом доступе, без ограничений и авторских прав — берите пользуйтесь на здоровье. Собственно говоря, он и был рожден благодаря такому-же беспредельному альтруизму всех его предшественников. В приложенном архиве есть много бонусов — файлы разрабатываемого прототипа безтрансформаторного питания преампа, все предыдущие версии преампа (в том числе версию РокинФакена и купленные печатки у KOMITARTA) и много полезной документации и прочих «букварей».

Не поленился и подсчитал точную себестоимость проекта при условии, что «покупается абсолютно все» — в сентябре 2022-го получилось почти 5000р. Да, в наше время быть радиолюбителем не дешево, но жутко увлекательно и ради этого не жалко ни времени ни денег.