Схемотехника контроллера доведена до идеального вида – можно печатать в учебниках. Самая правильная схема транзисторного драйвера N-канального MOSFET в «нижнем плече».
Ничего особенного, только кратко об основных отличиях от предыдущей версии:
— главным обновлением контроллера стал драйвер управления силовыми транзисторами – теперь затворы полевиков активно и бесцеремонно прижимаются как к «плюсу» так и к «земле». Это позволило получить идеальную осциллограмму сигнала ШИМ на затворе и максимально эффективно использовать возможности мощных полевиков во время ШИМ. Хотя, на мой взгляд, и предыдущей схемы для такого простого устройства было более чем достаточно;
— идеальная форма сигнала ШИМ дала возможность более гибко управлять плавным пуском насоса – теперь он стартует примерно с 3В, а нелинейность разгона якоря электродвигателя компенсирована программно;
— по просьбе «потребителей» почти все платы теперь покрываются прозрачным цапонлаком. Это делает контроллер не таким критичным к влаге или случайным КЗ при касании на кузов автомобиля;
— на плату добавлена перемычка-джампер «Test Mode» – ее установка игнорирует все задержки (перед стартом и выключением). Это нужно для удобства заправки системы охлаждения – включаем насос, льем антифриз. Все, система заправлена, никаких доливок и перегревов;
— убраны «полоски массы» перед контактами клеммников, что-бы исключить случайные КЗ при неаккуратном подключении;
— убраны межслойные переходы из под разъема ISP-10. Обычному пользователю данная информация ни к чему, но для желающих повторить контроллер самостоятельно это удобно при сборке;
— на плате, образовавшийся кусочек «заливки» возле микросхемы стабилизатора напряжения, используется как минирадиатор для этого стабилизатора. Хотя, при таком потребляемом токе это последнее о чем стоит беспокоиться;
— несмотря на пожелания некоторых читателей добавить органы управления и индикации контроллером в салон, он по-прежнему подключается всего 4 проводами – 2 вход, 2 выход, все! Контроллер разработан для самостоятельного подключения человеком, совершенно не разбирающимся в электронике, поэтому все подключение максимально упрощено и понятно. Обозначения контактов клемм вытравлены прямо на плате.
Про подключение насоса в мою машину можно почитать здесь: https://www.drive2.ru/l/466336967274005584/
Продолжение здесь: https://www.drive2.ru/l/467369958448300811/.
Подробное описание прошлой версии 1.0 контроллера: https://p90590qa.ru/pomp-controller-1-0/.
Обсуждение версии 1.1 контроллера на Drive2: https://www.drive2.ru/c/467372982105277513/.
Исходники версии 1.1 контроллера: https://p90590qa.ru/wp-content/uploads/2017/03/1.1 (2 MOSFET, 3 BIPOLAR, TINY13, 2 JUMPER).rar.
Довольно неплохо получилось повторить данную версию контроллера у Дмитрия (zmey1971). Повторив плату в точности как у меня, он испытал ее на практике и честно указал на все достоинства и недочеты. Ниже фото его поделки и «фьюзы» для CodeVisionAVR:
А исходники к этой версии?
А архивом на эту версию поделишься?Спасибо.
Добавил архив, пользуйтесь.
Спасибо.
Подскажите,чем можно можно заменить транзистор ВС817?есть ВС847.
Привет Дмитрий.
ВС817 можно попробовать заменить на ВС847. Он меньше «по току», но в данной схеме я перестраховывался ставя ВС817, поэтому ВС847 должен работать нормально. Распиновка «один в один» — SOT-23.
Напиши потом, что у тебя получилось. Можешь фотки выслать.
Дмитрий, еще забыл — HEX для прошивки лучше возьми от версии 1.2 — он слегка «отшлифован».
Доброго времени!Да,даташит на ВС847 я смотрел,видел разницу по току,но решил поэкспериментировать,поставил то что было т.е.ВС 847,всё работает отлично,HEX залил 1.2.Алгоритм работы очень понравился.На Драйве написал в версии 1.1(zmey1971), если нужны фотки,сделаю,только куда их закинуть?Спасибо за конструкцию.
Протестировал немного на столе контроллер,на прошивке 1.2 есть бажок,перемычка Off Delay не работает,т.е.стоит она или нет не имеет значения,все равно насос работает после понижения напряжения с задержкой 1мин.,или что то я не догнал?Перемычка Test Mode,работает как положено,без задержек.
И ещё вопрос:как начинает вращаться насос при запуске,у меня почти сразу запускается,время запуска и выхода на номинальные обороты совсем маленькое,почти не заметно,а как должно?
Время выхода мотора на «номинальные обороты» 1-2сек., не более. Плавный запуск сделан не для спецэффекта, а для того, чтобы поберечь щетки электродвигателя от повышенного пускового тока, тем самым продлить им жизнь. На практике мне показалось, что 1-2сек. вполне достаточно, что-бы электродвигатель не напрягался на старте. На сколько данный метод эффективен — покажет время.
Спасибо.Тогда всё правильно работает,да где то секунды две разгон насоса идёт. А что скажете про Off Delay?
Фотки вышлите на почту domen82@bk.ru
По поводу работы перемычки Off Delay позже уточню — просмотрю исходник.
Ок!Счас сделаю.
Отправил.
Перезалил архив к версии 1.2 — попробуйте заново прошить МК.
Отлично,сейчас перешью и проверю.Спасибо.
Потестил не много,эта прошивка мне больше понравилась,насос начинает вращаться более плавно,чёт я не пойму как должна работать Off Delay,у меня так работатет:джампер Тест не стоит,Off Delay тоже не стоит,опишите алгоритм работы при такой установке,пологаю запуск насоса должен быть с задержкой,а выключение без задержки?если поставить перемычку Off Delay,то должно насос остановить с задержкой?
Почту гляньте.
А,да,забыл написать,джампер Off Delay работает точно так же как и на прошлой прошивке.
А Вы точно тот архив скачали? На всякий случай продублирую на почту. Просто у меня все работает, неоднократно проверил.
Off Delay работает только при снятой перемычке Test Mode. Если перемычка Test Mode установлена, положение перемычки Off Delay игнорируется — нет никаких задержек. Если перемычка Off Delay установлена — задержка выключения есть. Если перемычка Off Delay снята — задержки выключения нет.
Понял.Спасибо.Сейчас перешью,потом отпишусь.
Вот теперь всё работает как в Аптеке.Спасибо.
Погоняв поделку на столе,вот что подумал,добавить ещё одну функцию,типа приехал к магазину,заглушил,постояли минут пять,если опять завести то насос включиться только через две минуты,а если сделать таймер минут на 10 или 15,пришол,сел,завёл,насос начал работать после заводки секунд через пять,мотор то тёплый.
В принципе можно.
Спасибо.Давай попробуем,я сам не сделаю,не умею работать с исходниками.
Может ещё какой алгоритм полезный надумаем совместно.
Привет!Прошивку попробуешь переделать?пока платка на столе теститься.Спасибо.
Всё платку установил в машину,работает вроде нормально,только конечно можно было бы сделать включение насоса с задержкой в пол минуты,а выключение пару минут,ну и мои хотелки чуть выше писал про них,если можно конечно сделай пожалста.Спасибо.
Привет. Чуть позже займусь — сначала домучаю новый проект.
Ок.А что за новый проект,может и мне нужно?
Так,покатался с насосом,работает хорошо,все хотелки снимаю с повестки дня,кроме одной,сделай включение насоса без задержки,на моей машине уж есть задержка,генератор выходит на рабочее напряжение примерно за секунд 20 после заводки мотора,этого хватает,и задержку на выключение в две минуты(счас одна минута),в машине есть функция при заглушенном моторе включить вентилятор печки без клуча зажигания на несколько минут.Звиняй за беспокойство.Спасибо.Удачи.
Доброго времени!Сможете прошивку подправить?Спасибо.
Дима, я не забыл. Отправил тебе на почту. Задержка на старте — 0 мин., на выключение — 2 мин. Только проверить пока нет возможности. Но там исправления не существенные, поэтому проблем возникнуть не должно. Если что, пиши.
Спасибо!Вечером проверю.
Всё отлично работает.Спасибо.
Вот еще что,в устройстве лучше всего использовать многооборотный подстроечный резистор,на моей фотки видно какой,с таким подстроечником легче и точнее настроить порог включения насоса,эксперимент был мной проведен с простым переменником и многооборотным,последний показал отличные настройки.
Собрал ещё одну платку,работает идеально.
Спасибо.
Привет!Собрал платку 1.2 на одном транзисторе,такого как в схеме транзистора не было,поставил для эксперимента самый распространённый D2Pak FZ44NS,тот же IRFZ44N,у меня их как блох,работает нормально,закину на прогонку,посмотрим как греться будет.
Греться не будет — я все предусмотрел.
Доброго времени!Блок управления уже стоит несколько месяцев,выявился какой то глюк,проехал на машине,заглушил,пошол домой,уже несколько раз такое было,прихожу утром,а насос работает,проверил платку,светодиод моргает,а насос работает,пока предохранитель не выдернешь,перезапустишь потом нормально работает.
До этого же работал нормально? Может перепрошить МК? Напряжение проверить — питание, бортовое, регулировка не «сползла»? На плату влага не попадает (конденсат например)? Глюков точно нет — сделал уже с десяток таких контроллеров, никто не жаловался. У меня самого работает уже год без нареканий.
С напряжением все нормально, влаги в том месте где установил быть не может,плату жирно покрыл лаком,счас переключил без задержек,вроде нормально работает уже неделю,попробую перешить.
Доброго времени суток . Каким образом можно преобрести этот контролер ?
Антон, нужно написать мне на почту domen82@bk.ru