Дело в том, что всем привычные схемы пассивных темброрегуляторов, на самом деле — чистое наебалово. Тембр они регулируют посредством уменьшения «противоположности». Т.е., если нужно «прибавить» НЧ — пассивный темброрегулятор просто убавляет ВЧ. И наоборот, если нужно прибавить ВЧ — убавляет НЧ, заставляя нас думать, что мы реально добавили ВЧ. При этом громкость входного сигнала заметно «проседает» и нам приходится его дополнительно усиливать. Таким образом, кажущееся преимущество пассивных темброрегуляторов в отсутствии вносимых искажений, нивелируется необходимостью применения дополнительного усиления.
А если спроектировать такой темброрегулятор, который не будет пытаться нас наебать и даст возможность реально увеличить НЧ или ВЧ громче входного сигнала? Мне показалось, что Р. Эллиотт уже сделал что-то подобное и я решил попробовать. Подробное описание как все это устроено и работает, читаем у него на сайте. У меня получилась такая схема (вер. 1.1):
Отличия от оригинальной версии:
- Стабилизированное питание с собственным стабилизатором и выпрямителем «на борту».
- Отсутствие джампера DEFEAT — мы же делаем активный темброрегулятор, зачем нам ограничивать его возможности, превращая его в обычный.
- Отвод выходного сигнала на сабвуфер без сумматора (при необходимости).
В остальном, пока дополнений и замечаний к схеме нет — очень понравилась как звучит. Печатная плата получилась просто идеальна — абсолютно никакого фона и полное отсутствие «добавленных» искажений. Повторять можно — проверено лично.
Если Вас заинтересовал данный проект и Вы хотите его повторить — пишите, вышлю исходники (бесплатно).
Но, если-бы у меня все было так просто, то и смысла писать эту статью не было-бы. Поэтому, после полугодовалого прослушивания, к схеме преампа все-же появилось одно важное замечание — недостаток НЧ. Потенциометр ВЧ можно покрутить, разные композиции послушать по разному. А вот потенциометр НЧ, при прослушивании любой музыки, всегда выкручен на максимум — если его убавить хоть на градус, сразу чувствуется недостаток НЧ. На самом деле, проблема крылась не в недостатке регулировки, а в том, что середина подъема НЧ в оригинальной схеме получилась в районе 5-20Гц. Таким образом, подъем НЧ вроде есть, но что-бы нам его услышать, нужно выкрутить потенциометр НЧ на максимум.
Отсюда вылезла и еще одна проблема — мои полочные «мониторы» начинали «давиться бассами» уже на половине громкости. Т.е. на высокой громкости я их слушать уже не мог — катушки НЧ динамиков просто выпрыгивали из магнитов деформируя диффузоры и растягивая подвесы. При том, что НЧ все равно не хватало, даже на большой громкости. Дело в том, что 99% АС не способны эффективно воспроизводить НЧ в диапазоне ниже 20Гц, в этом просто нет необходимости. А вот усиленный сигнал, ниже 20Гц, на них подавался — смотрим на АЧХ оригинального преампа:
Описанный ниже процесс переделки преампа в версию 1.2 — чистая вкусовщина и подгонка под мои АС. Вполне возможно, кому-то понравится оригинальная версия. Версия 1.1 классно звучит и ее стоит повторить. Я обе версии преампа тестировал с Stonecold-ом из этой статьи на псевдотрехполоски Sony SS-H771.
Первым делом уменьшил сопротивления резисторов (R8, R17, R26, R35, вер. 1.1) на крайних выводах потенциометра BASS (VR2, вер. 1.1), ориентируясь на форму АЧХ в MultiSim-е. Сопротивления выбрал такими, что-бы увеличивая НЧ не похерить прогиб АЧХ в середине (на 1-2кГц). При подборе этих сопротивлений важно, что-бы они были одинаковыми.
Следом из оригинальной схемы вылетели вон 100k-омные резисторы (R3, R21, вер. 1.1) шунтируемые выключателем DEFEAT (см. ориг. схему), а за ними, следовательно, и половина «сквозного» делителя (R2, R20, вер. 1.1). Басса стало настолько много, что иногда хотелось его убавить — чего я и добивался, потенциометр BASS теперь не все время выкручен вправо до упора.
Что-бы «подрезать» НЧ и не подавать на АС частоты ниже 10Гц, я просто уменьшил емкость входных конденсаторов (С1, С5, вер. 1.1). В оригинальной версии их вообще нет — рассчитано на то, что в источнике сигнала они есть на выходе. АЧХ приобрела более опрятный вид. Теперь громкость звучания АС, без последствий для НЧ динамика, заметно увеличилась. При этом мы не потеряли «бассы» — просто подрезали то, что все равно не слышим. Этот момент спорный — возможно ваша АС хорошо воспроизводит частоты ниже 20Гц и Вы их хорошо слышите 😀
Пик НЧ теперь получился примерно на 20-30Гц. Помимо этого, из-за подъема НЧ, спад НЧ сместился «вправо», что мне понравилось даже больше — бассы стали плотнее и более пробивные и напористые. Обновленная схема (вер. 1.2) теперь выглядит так:
Но, что-то мне подсказывает, что это не последняя версия — в звуковоспроизведении вообще невозможно достичь финала. Чем больше этим увлекаешься, тем больше становишься «аудиофилом» — иногда начинает казаться, что провода звучат не так и ретроградный Меркурий портит звук 😀