Описывается несложный способ проверки работоспособности и метод понижения/повышения порога срабатывания регулятора.
Данный регулятор предназначен для автоматического поддержания напряжения на обмотке возбуждения генератора переменного тока автомобилей МАЗ, КАМАЗ, ЛАЗ, ПАЗ и им подобным 24-вольтовым грузовикам. На заводе устанавливается напряжение срабатывания 28.4В при этом погрешность регулирования достигает ±0.8В. Проблема в том, что на практике чаше оказывается, что погрешность регулятора +0.8В, а это значит, что напряжение регулирования получается 29.2В. Из-за чего в летний период времени аккумуляторы перезаряжаются, перегреваются и выкипают. Из 20 испытанных регуляторов только один попался с погрешностью -0.8В (27.6В). Такой регулятор прекрасно работает в генераторе одного из автобусов ПАЗ и уже второй год аккумуляторы чувствуют себя прекрасно.
Ниже приведена схема, срисованная мной с печатной платы регулятора Я120М1 ТУ 4573-001-44378337-99 производства ЗАО «Энергомаш» г. Калуга.:
Схема нарисована с учетом расположения выводов на корпусе регулятора, из-за чего получилась не совсем удобочитаемая, но нам это и не нужно. А нужен нам входной делитель транзистора Q2 (контакт «Р» — переключатель лето/зима). Он состоит из последовательно соединенных резисторов 470Ом + 3.3кОм и параллельных 8.2кОм + 22кОм. В пересчете получается 3.77кОм в нижнем плече делителя + 5.97кОм в верхнем. Переключатель лето/зима устроен таким образом, что при замыкании контакта «Р» на «массу» из схемы делителя исключается резистор 470Ом и сопротивление делителя становится 3.3кОм + 5.97кОм при этом напряжение возбуждения на генераторе увеличивается. Соответственно, что-бы уменьшить порог срабатывания регулятора, нужно увеличить сопротивление нижнего плеча входного делителя транзистора Q2. На практике это оказалось удобно сделать впаяв последовательно с резистором 470Ом подстроечный многооборотный резистор сопротивлением 1кОм. Тогда схема регулятора принимает след. вид:
Таким образом, меняя соотношение сопротивлений делителя можно подстроить работу регулятора на свой вкус. Ниже, на фото отмечены места, куда можно припаять подстроечный резистор:
Теперь самое важное — как же проверить исправность интегрального регулятора типа Я120М1 и узнать порог срабатывания. Для этого нужно всего две вещи: лампочка 12В 1-10Вт и регулируемый блок питания с максимальным пределом не менее 30В и с индикатором напряжения. Важно, что-бы блок питания был стабилизированным — простой «зарядник» не годится. Соединяем все согласно схеме:
Выставляем напряжение на блоке питания 24В. Теперь, если регулятор исправен, лампа должна засветиться при подаче напряжения на схему. Плавно увеличиваем напряжение БП до тех пор пока лампа не погаснет. Напряжение, при котором лампа перестает светиться и есть напряжение регулирования интегрального стабилизатора. Если при достижении 30В лампа не гаснет или гаснет выше 29.2В — регулятор неисправен или нарушена регулировка (например из-за влаги внутри корпуса). Теперь, если лампа погасла, плавно уменьшаем напряжение до 24В — лампа должна засветиться при напряжении на пару вольт ниже, чем при котором выключилась. Это явление называется гистерезис и оно очень полезно для фильтрации ложных срабатываний аналогового компаратора.
Схема не соответствует. Либо их несколько модификаций.
Не стану настаивать на достоверности схемы, рисовал с мелкой платы залитой лаком — мог ошибиться. Схема приведена для понимания принципа того, что данный регулятор можно подстроить под необходимые условия. Кроме того, модификаций действительно много. Даже с одинаковой маркировкой на корпусе, разные внутренности.
Переменный резистор необходимо ставить параллельно 471 резистору. При этом заменить резистор 471 на 1 — 1,5 кОм, а переменник взять в пределах 1,5 — 3 кОм. В таком случае даже при обрыве переменника у Вас хоть что-то останется
Будете делать Сам — делайте как считаете нужным.